Кохлеарная имплантация — от операции до восстановления

Для многих людей на планете кохлеарная имплантация является единственным спасением при потере слуха у детей и взрослых. Но стоит понимать, что это не «взмах волшбной палочки», после которой все вернется на свои места. В первую очередь — это реабилитация и большая работа, дающая положительный результат при должном подходе.фото кохлеарной имплантации

К большому сожалению, проблема нарушения слуха и глухоты все чаще стала встречаться в наше время. Это связано с многочисленными факторами: экология, наследственность, травмы и так далее. Необходимо помнить, что это не приговор, и выход из ситуации есть всегда. Главное — это не отчаиваться и не паниковать, так как наука в этой области шагнула далеко вперед.

История

Кохлеарная имплантация — это комплексный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, который осуществляется командой специалистов: хирургов, аудиологов, физиологов, инженеров, сурдопедагогов и других.

Первое разрешение на проведение операции было выдано в США в 80-х годах прошлого столетия и только для взрослых людей. В начале 2000-х имплантацию стали проводить уже у детей от 12 месяцев. По состоянию на 2018 год в мире произведено более полумиллиона людей получили помощь в восстановлении слуха этим методом.

Реабилитация после кохлеарной имплантации

реабилитация после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация как комплексный, многоэтапный метод реабилитации, состоит из трех основных этапов.

Этап первый

Предварительное обследование пациента командой специалистов, определение возможности проведения операции.

Г.А. Таварткиладзе считает, что основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:

  • двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота, тугоухость IV степени;
  • пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов (бинауральное слухопротезирование), превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц;
  • отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов по крайней мере, после пользования аппаратами в течение 3-6 мес. (У детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен);
  • отсутствие когнитивных проблем;
  • отсутствие психологических проблем;
  • отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний;
  • наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий с сурдопедагогом, к изменению характера взаимоотношений со своим ребенком на новой сенсорной основе;
  • при недоношенности: вес ребенка 10 кг и возраст 1-1,5 года. Также желательно умение ребенка сидеть, т.к. иначе магнит постоянно будет соскакивать с головы ребенка.

дети ки

Противопоказания к проведению кохлеарной имплантации

  1. Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки.
  2. Ретрокохлеарная патология.
  3. Отрицательные результаты промонториального теста.
  4. Сопутствующие тяжелые соматические заболевания.
  5. Интеллектуальная недостаточность.
  6. Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга.
  7. Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации (у взрослых) или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе.

Задача сурдопедагога

  • формирование эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым;
  • ношение ребенком слухового аппарата;
  • продолжение или начало систематических занятия с ребенком;
  • знакомство с доступными для ребенка речевыми и неречевыми звучаниями на слухо-зрительной основе;
  • выработка условно-двигательной реакции на звук, на ощущение вибрации (после 1,5 лет, до этого-подготовка к УДР);
  • формирование предметно-игровой деятельности.

Второй этап

Сюда относят хирургическое вмешательство. Во время операции имплант размещается под кожей за ухом человека, а выходящая из корпуса электродная решетка вводится в улитку.

Любая система кохлеарной имплантации включает внешние и внутренние компоненты.

Внешние компоненты:

  • речевой процессор микрофон,
  • соединительные кабели,
  • передающая антенна.

Внутренние компоненты:

  • воспринимающая сигнал антенна,
  • цепочка электродов и во многих системах- заземляющий электрод.

фото

Принцип работы

Звук поступает через микрофон в речевой процессор, который кодирует и передает информацию к внутренним компонентам импланта. Далее они декодируют полученную слуховую информацию и передают ее в виде электрических импульсов слуховому нерву. Конечная цель — поступление сигнала в кору головного мозга.

На этом этапе важно продолжать занятия с сурдопедагогом и дома выполнять все рекомендации на слухо-зрительной и/или зрительной основах.

Третий этап: дети после кохлеарной имплантации

Третий этап – абилитация (реабилитация). Через 4-6 недель после операции проводится подключение речевого процессора к кохлеарному импланту и его первичная настройка. Эта работа направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений.

Первая сессия проводится в течение недели: осуществляется настройка речевого процессора (определяются пороги восприятия и комфорта на каждом активном канале) и начинаются (ре)абилитационные мероприятия.

Далее сессии проводятся раз в три месяца в первый год после операции. В последующие годы контроль за картой процессора и реабилитационные сессии проводятся 1-2 раза в год.

В процессе подключения и настройки речевого процессора сурдопедагог смотрит на реакции ребенка на речевые и неречевые звучания на разном расстоянии.
Настройка процессора КИ значительно облегчается, если у ребенка предварительно сформированы условно-двигательная реакция на звук и представления о тихих и громких звуках.

Такую реакцию у ребенка можно выработать с 1,5 лет. Наличие её поможет наиболее адекватно настроить речевой процессор. Поэтому важно, чтобы родители перед каждой настройкой вырабатывали у ребенка условно-двигательную реакцию, как на громкое, так и на тихое звучание.

Если все успешно выработано, то педагог дает ребенку задание совершить определенное действие в ответ на звуковой стимул. Например: надевать колечки на пирамидку, кидать камушки в ведерко или в емкость с водой, класть фигурку в соответствующую ей прорезь в дощечке и так далее.

Работа с педагогом

дети ки

В работе сурдопедагога после кохлеарной имплантации условно можно выделить следующие цели:

  • помощь родителям в изменении характера взаимоотношений с ребенком, создании адекватной речевой среды;
  • продолжение систематических занятий на новой сенсорной основе;
  • с помощью постоянных занятий максимальное приближение ребенка к уровню развития слышащих сверстников.

На занятиях сурдопедагог работает по следующим направлениям:

  • формирование интереса и эмоционального отклика у ребенка от общения со взрослым;
  • формирование условно-двигательной реакции на звук;
  • знакомство ребенка с неречевыми звучаниями;
  • знакомство ребенка с речевыми звучаниями;
  • формирование понимания обращенной речи;
  • формирование предметно-игровой деятельности, соответствующей возрасту ребенка;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • стимулирование воспроизведения простых звуков, звукоподражаний;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • формирование элементарных математических представлений.

Центр реабилитации после кохлеарной имплантации в Москве

Занятия с сурдопедагогом необходимо начинать сразу после установления ребенку диагноза, а не ждать слухопротезирования и кохлеарной имплантации!

В центре Слухон мы занимаемся с малышами, начиная с 8 месяцев.

Стоимость первичной консультация: 2500 рублей.
Мы находимся по адресу: Россия, город Москва, улица Академика Пилюгина, д.8, корпус 2.
Предварительная запись обязательна по телефонам 8 (495) 142-85-35, 8 (977) 494-58-21

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *