Логоритмика

Занятия по логоритмике для детей 3-7 лет помогут преодолеть дефекты речи.

логоритмика в детском центре слухон

Основные задачи:

  • развитие дыхание, артикуляции и голоса;
  • ходьба в разных направлениях;
  • ритмические и речевые упражнения;
  • формирование чувства музыкального темпа.
Стоимость
Разовое посещение 1200
Абонемент

(4 занятия)

3600

Продолжительность — 45 минут.
Занятия проходят в группе до 6 человек или индивидуально.
Возраст ребенка от 2 до 7 лет.
Адрес: Москва, ул. Академика Пилюгина, дом 8, корпус 2. Удобно посещать жителям ЮЗАО (Новые Черемушки, Академическая, Проспект Вернадского, Профсоюзная, Ленинский и Нахимовский Проспект, Гарибальди, Вавилова, Новаторов, Удальцова).

Логоритмика для формирования речи у детей разного возраста

Взаимосвязь уровня развития речи, мелкой моторики, двигательной активности ребенка давно доказана многочисленными исследованиями. Логоритмика включает движения, произношение слов и правильное дыхание. Игровая составляющая особенно важна при проведении занятий с детьми младшего возраста. Они еще не обладают навыками произвольного запоминания, поэтому логоритмические упражнения, направленные на формирование речевых навыков, преподносятся в увлекательной форме.

Занятия логоритмикой для детей 4-5 лет

Логоритмика для дошкольников включает более сложные комплексы упражнений, способствующие совершенствованию координации, расширению кругозора, усвоению базовых певческих навыков, усилению эмоциональной отзывчивости.

Что это?

Это направление коррекционной педагогики, комплекс, включающий музыку, движение,ритм и слово. Такой подход позволяет раскрыть внутренние резервы организма через творческое восприятие, раскрепоститься, снять лишнее напряжение, ощутить эмоциональную окраску, которую передает музыка.

История появления

С древних времен музыка и ритмические движения использовались для нормализации процессов в организме и общего оздоровления. В конце XIX начале XX вв. проблема ритмизации изучалась знаменитыми композиторами, педагогами, психологами. В России интерес к ритмическому воспитанию пробудился после серии лекций Жака-Далькроза.Логоритмика для детей 6 лет

Его работу продолжили Н.Г. Александрова и В.А. Гринер, применившие методику для борьбы с аритмией. В.А. Гиляровскому принадлежит идея использования методики для нервно-психических больных, затем введение ее в логопедическую практику для лечения логоневрозов.

Положительный эффект логоритмики отмечался при работе с больными афазией и заиканием. Система К. Орфа включала сочетание единства слова, музыки и движений. Благодаря этому элементы системы стали использоваться в программах музыкального образования Дошкольных учреждений и школ.

В конце XX столетия логопедическая ритмика выделилась в отдельное направление. Благодаря исследованиям и практическим разработкам Г.А. Волковой, предложившей использовать методику для коррекции целого ряда речевых нарушений, их профилактики и общего развития детей.

Детский центр Слухон Логоритмика

Основные задачи

  1. Коррекция и устранение речевых нарушений.
  2. Занятия по логоритмике формируют умение ориентироваться в пространстве, понимать смысл предложенных заданий, находить творческий подход к решению задач.
  3. Стимулирование процессов развития речи.

Комплексная методика полезна для эстетического, эмоционального, интеллектуального развития. Она включает в себя логопедическую, музыкально-ритмическую и физическую составляющие.

Коррекция речевых нарушений

Ритмизация слов, фраз, стихотворных четверостиший приводит к нормализации дыхания, что очень важно при заикании, проглатывании фраз и окончаний слов. Сам принцип пропевания слогов приводит к активизации фонематического слуха. Ребенок учится анализировать свою речь, сравнивать ее с разговором других людей.

логоритмика для детей 3-7 лет

Применение логоритмики для детей в коррекционном варианте оправдано при алалии, дислалии, афазии, дизартрии, нарушениях голосовых функций и решает такие задачи, как:

  • коррекция речевых процессов;
  • развитие лицевой мускулатуры;
  • формирование навыка правильного и размеренного произнесения слогов, слов, коротких фраз;
  • активизация и развитие зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной, образной, словесно-логической памяти;
  • освоение правил дыхания.

Развитие чувства ритма

Ритм сравнивают с биением пульса человека, когда ощущается время, и в определенный промежуток укладываются события, например, произнесенная фраза, где сильной долей служит смысловое ударение. Чувство ритма присутствует не только в музыке, оно есть в чередовании красок в картине, присутствует в архитектурных композициях.

Ритмизация речи под музыку, совмещенная с определенными движениями, дает возможность ребенку на время забыть о том, что у него что-то не получается. Увлекшись, он способен произносить слоги и слова без задержки. Задача педагога заключается в ненавязчивой фиксации этого состояния, закрепление навыка плавного произнесения слов с опорой на дыхание.

кружок логоритмики

Формирование правильного дыхания

При нарушениях темпа и ритма речи часто наблюдается поверхностное, «рваное» дыхание. Ребенок добирает воздух несколькими порциями, пытается говорить на вдохе, воздушной струи не хватает на окончание фразы.

Программа по логоритмике обязательно включает в себя:

  • блок упражнений на формирование длительного дозированного выдоха;
  • увеличение объема воздуха, используемого при произнесении слов;
  • учит правильно и экономно сочетать его с высказываниями различной длины.

Первые упражнения проводят лежа, затем постепенно приучают ребенка работать сидя и стоя, изменяя длину и направление воздушного столба и осознанно управлять своим дыханием.

Серьезная задача облекается в игровую форму. Самыми известными упражнениями стали:

  • «Метелица», где дети дуют, увеличивая и уменьшая поток воздуха;
  • «Кораблик», со схожим принципом, но струя воздуха направляется на бумажную фигурку, а задача заключается в регулировании воздухом скорости скольжения фигурки по поверхности стола;
  • «Ветровичок». Используют игрушку, в которой нужно дыханием раскрутить ее элементы.

Развитие артикуляционной и лицевой моторики

Четкая артикуляция необходима для внятного произнесения звуков. При недостаточном развитии мимических мышц наблюдается смазанная дикция, замена одного звука другим, проглатывание окончаний слов.

Упражнения охватывают мышцы лица, груди и плечевого пояса. Перед началом занятий необходимо исключить физические причины, такие как укороченная уздечка, неправильный прикус, наличие расщелины верхнего неба, слабость мышц губ и языка.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в игровой форме. Тренирует все мышцы, участвующие в звукообразовании.

Развитие общей и мелкой моторики

Существует тесная взаимосвязь между уровнем мелкой моторики и четкостью речи. Для развития речевых навыков ребенку предлагаются задания для повышения чуткости и гибкости пальцев, увеличения четкости и уверенности движений. Для этого используют задания, где нужно выбрать из общей массы детали определенного цвета, величины, формы, лепку из глины и пластилина, собирание пазлов.

Общая моторика позволяет ориентироваться в пространстве, управлять своим телом, координировать движения. Она важна для ощущения уверенности в себе. Когда ребенок свободно движется, танцует, выполняет физические упражнения, он охотно принимает участие в групповых играх на занятиях логоритмики, постепенно начиная говорить более чисто и правильно.

Рекомендации по проведению занятий

Групповые занятия проводятся в коррекционных ДОУ, работающих с детьми, имеющими серьезные нарушения речи, реабилитационных и семейных центрах, пользуются популярностью в кружках раннего развития ребенка.

Использование животных

Игровые задания помогают расширить кругозор, познакомить с разнообразием мира животных, птиц, рептилий, насекомых. Для визуализации образа используются картинки, стихотворения, звукоподражание.

Дети называют животное, пытаются подражать его походке, взмахам крыльев, наклонам. Стихотворные истории подсказывают порядок действий, например, «Мишка косолапый по лесу идет…». В процессе занятий формируется звуковысотный слух, ритмические навыки, происходит эмоциональное раскрытие.

Овощи и фрукты

Обыгрывание различных ситуаций, где фигурирует урожай, позволяет расширить представление детей о размерах, цвете, форме, бытовых действиях. Начинается занятие с рассказа об овощах и фруктах, их внешнем виде, цвете, запахе, способе сбора, сопровождающиеся демонстрацией красочных изображений. Затем вводятся игры с тематическим реквизитом, разыгрывание сценок с музыкальным и словесным сопровождением.

Стихотворения с описанием порядка действий включают многократное повторение определенных слов, что дает возможность проработать четкое произношение звуков, слогов. Акцент приходится на выполнение действий, а речевые упражнения произносятся в непринужденной обстановке, с опорой на глубокое плавное дыхание. Например, движение на слова «капусту рубим, рубим» сопровождается энергичным выдохом.

Музыка

В программе музыкального развития детского сада есть много песен и игр, посвященных празднику урожая, наступлению осени, смене сезонов. В них уже включены словесная и двигательная составляющие, расписан порядок действий.

Музыкальное сопровождение прекрасно подходит для инсценирования различных действий любой тематики. Основные плюсы:

  • концентрирует внимание на эмоциональных переживаниях;
  • придает движениям определенную скорость, подсказывает смену действия.

Польза и вред

Методика универсальна и не приносит вреда, поэтому ограничений нет ни по возрасту, ни по физическому состоянию ребенка. Игровая форма одинаково доступна всем, начиная с 1,5 лет, особенно, если руководителем соблюдается принцип подбора материала.

Программы логоритмики для дошкольников

Они включают несколько аспектов:

  • пальчиковая гимнастика;
  • звукоподражательные элементы;
  • упражнения на развитие мышц речевого аппарата;
  • дыхательную гимнастику;
  • пение;
  • стихи;
  • подвижные игры под музыку.

Авторские методики дополняют общую программу, позволяют ознакомиться с личными наработками, подборкой упражнений и музыкального сопровождения. Наиболее известны программы Е. Железновой, М. Картушиной, методические разработки А. Вороновой, О. Новиковской, Т. Сакулиной.

Занятия для детей 2-3 лет

У детей этого возраста еще не развито произвольное запоминание, они пользуются подражанием движениям и словам взрослого человека, поэтому основной формой становится показ. Игры проводятся в спокойной доброжелательной атмосфере.

Учитывается, что скорость реакции у малышей невысокая, поэтому нужно соблюдать неторопливый темп речи, дожидаться, пока все участники поймут суть задания.

Задания направлены на совершенствование работы слуховых и зрительных анализаторов, развитие психической деятельности малыша, умение контролировать мышцы тела. Используются игры из раздела «Животные», «Овощи и фрукты», танцевальные элементы, сопровождающиеся стихотворными присказками.

Комплекс для детей 3-4 лет

По мере взросления ребенок овладевает более сложными двигательными и речевыми навыками, поэтому и задания тоже усложняются. Пальчиковая гимнастика сопровождается стихотворными комментариями к движениям, добавляется маршевое движение по кругу, ритмичный бег под музыку.

Формируются певческие навыки, на которые накладываются дыхательные упражнения, пропевание отдельных гласных и слогов под ритмичные движения. Для подвижных музыкально-ритмических игр вводится реквизит.

Комплекс для детей 5-6 лет

Чересчур сложные правила могут погасить интерес к игре, тогда реализовать задачи коррекции речи будет сложно. Поэтому добавляйте новые задания в программу постепенно.

Для детей дошкольного возраста вводится элемент импровизации на заданную тему. Например, ребенок сам может подобрать из нескольких стихотворений то, что ему больше понравилось или лучше выражает настрой звучащей музыки. Двигательно-ритмическая импровизация раскрывает творческий потенциал детей, дает свободу выражения чувств, снимает напряжение, связанное с дефектом речи.

Подбор дидактического материала и упражнений для проведения логоритмических занятий с детьми 5 — 6 лет направлен:

  • на дальнейшее совершенствование ориентирования в пространстве;
  • корректировку произношения;
  • повышение пластичности лицевых и шейных мышц;
  • укрепление речевого аппарата;
  • улучшение функций слухового анализа.

Существующие методики для кружков и клубов

Основным отличием кружка и клуба от ДОУ является добровольное посещение.

Приоритетными направлениями становится комплексное развитие личности ребенка, компонентов речи, слуховых и речевых навыков, всех видов памяти, моторики, творческих проявлений.

Методика Екатерины Железновой

Методика включает в себя доскональную разработку каждого конспекта, к которому прилагается дидактический видео и аудиоматериал.

Легкие для восприятия и веселые песенки быстро ложатся на слух и хорошо запоминаются детьми. Игровые элементы вызывают интерес, и желание попробовать свои силы. Программа рассчитана на детей, начиная с возраста 3 лет, включает все компоненты логоритмики.

Методика Картушиной

Разработки изложены в методическом пособии «Логоритмика для малышей», куда входят сценарии занятий с детьми разного возраста, начиная с 3 лет. Ценность методики в предоставлении ребенку творческой свободы под чутким руководством взрослого.

В состав занятий входит пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкально-двигательная импровизация, пение, проговаривание скороговорок, чтение стихов, упражнения на укрепление разных групп мышц, участвующих в звукообразовании.

Заключение

Логоритмические упражнения направлены на удовлетворение потребности ребенка к движению, самовыражению, творчеству. Они полезны для общего развития, расширения кругозора, совершенствования мелкой моторики, речевых навыков, коммуникабельности.

Занятия можно проводить в группах или индивидуально. Главное, чтобы ребенку было интересно, тогда он с нетерпением будет ждать следующего дня, охотно выполнять все задания, направленные на профилактику или коррекцию речевых дефектов.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *